Тест ATI Radeon HD 5970 CrossFireX и NVIDIA GeForce GTX 295 SLI |
Предисловие«Осенью смеркается рано. К средневековому швейцарскому замку у одного из многочисленных горных озёр, деревья на берегах которого уже покрылись „золотом”, неспешно подъезжает Bugatti Veyron Grand Sport, шурша 365-мм резиной по почти девственной гальке. Из суперкара выходит молодой мужчина и берёт с пассажирского кресла авто две красочных, лакированных коробки. Идеально ровные спортивные треки, автобаны соседней Германии и скорости за 350 км/ч уже не дают той остроты ощущений, как прежде, а раллийный драйв, давно рассматриваемый в качестве альтернативы, без тренировки может быть опасен. Поэтому сегодня вечером его ждут три 30-дюймовых ЖК-монитора, две самых быстрых в мире видеокарты и DiRT 2...». Кажется, картины примерно такого плана могут возникать у среднестатистического пользователя персонального компьютера, когда он смотрит на ценник
новой видеокарты ATI Radeon HD 5970. Технические характеристики тестируемых видеокартПрежде чем перейти к обзору и тестированию видеокарт, посмотрим на их спецификации в таблице:
Обзор видеокарт Sapphire Radeon HD 5970 OC и XFX Radeon HD 5970Для тестирования нам были предоставлены видеокарта Sapphire Technology Limited и видеокарта компании XFX. Оба продукта поставляются в больших, практически одинаковых по размеру коробках. У продукта Sapphire на лицевой стороне коробки изображены две девушки-близняшки с дредами, а у XFX — какая-то авангардная тема непонятного содержания:
На обратных сторонах коробок содержится примерно одинаковая информация о спецификациях видеокарт, их ключевых особенностях и системных требованиях.
У продукта, поставляемого под маркой XFX, комплектация победнее — в ней нет игр и кабелей для подключения дополнительного питания видеокарты. Такая поставка нам кажется абсолютно несоответствующей классу видеокарты, ведь с топ-продуктом просто обязан поставляться полный набор всевозможных кабелей, две-три современные игры, в красотах которых XFX Radeon HD 5970 могла бы продемонстрировать свою мощь, и ещё какой-нибудь сувенир, как, например, это было прежде у продуктов HIS.
Размеры видеокарт составляют 340х111х38 мм, а вес каждой отдельной видеокарты превышает 1,2 кг, так что такой CrossFireX-тандем утяжелит ваш системный блок примерно на 2,5 кг.
Radeon HD 5970 оснащена PCI-E v2.1 разъёмом, двумя DVI-I портами и mini DisplayPort-интерфейсом, соседствующими с решёткой для частичного выброса нагретого воздуха за пределы корпуса системного блока:
С противоположной стороны видеокарты имеются два патрубка, однако через них воздушный поток поступает не к турбине, как можно было бы предположить, а к верхнему игольчатому радиатору системы охлаждения, которую мы рассмотрим чуть ниже.
На своём месте и разъём для объединения двух Radeon HD 5970 в CrossFireX-режим.
Ну а демонтировать с видеокарты всю систему охлаждения можно, отвернув X-образные крепления на графических процессорах:
Radeon HD 5970 построена по той же схеме, что и Radeon HD 4870 X2, где оба графических процессора RV870 «Cypress» расположены на лицевой стороне платы, а между ними уютно расположился чип-коммутатор PLX Technology (PEX8647):
Графические процессоры видеокарты Sapphire выпущены на 41 неделе 2009 года и отличаются только маркировкой:
Точно такие же GPU на видеокарте XFX датированы неделей раньше. Каждый из RV870 «Cypress» видеокарт Radeon HD 5970 представляет собой графический процессор, идентичный GPU Radeon HD 5870 (1600 шейдерных процессоров, 80 текстурных блоков и 32 блока растеризации), однако частота снижена с 850 МГц до 725 МГц. По всей видимости, это сделано не столько для ограничения тепловыделения, сколько для запаса по частоте в случае, если ATI решит выпустить какой-нибудь Radeon HD 5990 с частотами, например, 900/5000 МГц. Поживём — увидим, а здесь добавим, что кто-то из инженеров на заводе при подготовке BIOS для видеокарт Sapphire чихнул невовремя, и вместо штатных 725 МГц выставил 735 МГц. Скорее всего, ошибку заметили поздно, поэтому решили поручить решение проблемы маркетологам. А те, в свою очередь, недолго думая (либо не думая совсем), добавили видеокарте индекс «ОС», хотя разгоном прирост в 10 МГц (едва больше одного процента!) назвать могут только очень далёкие от разгона люди. У видеокарты XFX частоты графических процессоров соответствуют эталонным и равны 725 МГц.
Однако, в случае Radeon HD 5970 эффективная частота видеопамяти существенно ниже теоретической и составляет 4000 МГц. Это позволяет надеяться на хороший разгон видеопамяти, хотя при 256-битной ширине шины обмена эффект от её разгона будет заметен только в самых ресурсоёмких приложениях и «тяжёлых» графических режимах. У видеокарты XFX никаких отклонений частоты памяти от номинала нет, а вот у продукта, поставляемого под маркой Sapphire, эффективная частота GDDR5 «повышена» до 4040 МГц.
Посмотрим на систему охлаждения Radeon HD 5970:
Она состоит из чёрной металлической основы, в которую впаян цельный алюминиевый радиатор с тонкими рёбрами и медным основанием в виде испарительной камеры, на которую установлена 70-мм турбина, а также пластикового кожуха, накрывающего всю конструкцию:
Пластина контактирует с микросхемами памяти и, что самое важное, VRM-элементами через термопрокладки, а контакт основания радиатора и графических процессоров обеспечен посредством густой серой термопасты.
При токе 1,0 А максимальная мощность данной турбины может достигать 12 Вт. Скорость её вращения регулируется видеокартой автоматически посредством широтно-импульсной модуляции (PWM) в диапазоне от 1100 до 4800 об/мин. По достижении 2600—2800 шум турбины становится невыносим, а на максимальных оборотах ею можно легко заглушить все имеющиеся в квартире электроприборы, вместе взятые. В 2D-режиме турбина работает с умеренным уровнем шума, но, к сожалению, у видеокарты Sapphire на такой скорости был отчётливо слышен треск, а у XFX треска не наблюдалось (турбины одинаковые — Foxconn).
В первую очередь, необходимо отметить, что нагрузка на графические процессоры видеокарты переменна и колеблется от 80 до 99 %. То есть, теоретически, при более высокой и продолжительной нагрузке видеокарта может нагреваться и до более высоких температур. В нашем случае один графический процессор (по всей видимости, ближний к турбине) прогрелся до 80 °С, а второй до 75 °С, что для столь мощной видеокарты является вполне приемлемыми температурами. Температуры силовых элементов видеокарт не превысили отметку 86 °С, что также очень неплохо. Самое интересное, что такой температурный режим видеокарты сохраняется на скорости вращения турбины всего до 1670 об/мин! А это значит, что двухчиповый «монстр» в игровом режиме функционирует с умеренным уровнем шума и по этому показателю опережает даже однопроцессорные Radeon HD 5870 и HD 5850! Прекрасный результат, благодаря которому проверка температурного режима Radeon HD 5970 на максимальной скорости вращения турбины с практической точки зрения теряет всякий смысл, поэтому сразу же перейдём к изучению частотного потенциала обеих видеокарт.
Обратите внимание, что на правом скриншоте GPU-Z, на котором зафиксирован разгон видеокарты XFX, в ячейке «Subvendor» значится компания Sapphire. Это не ошибка, а следствие прошивки обоих BIOS видеокарты Sapphire в видеокарту XFX, так как последнюю с оригинальным BIOS нельзя было не только разогнать, но и хотя бы заставить управлять скоростью вращения турбины. Так как у Sapphire с поднятием частот и регулировкой скорости турбины всё было в полном порядке, то для разгона XFX использовался BIOS видеокарты Sapphire.
Нетрудно заметить, что в автоматическом режиме работы турбины повысились температуры как графических процессоров, так и VRM элементов видеокарты. Однако рост температуры нельзя назвать критическим, а вот скорость турбины возросла с прежних 1670 об/мин до 2870 об/мин, что произошло в результате не столько повышения частот процессоров, сколько их напряжения. Ну а на максимальной мощности турбины температуры видеокарты типичны скорее для «тральщика» Radeon HD 5750, нежели для «авианосца» Radeon HD 5970. Обзор видеокарт Leadtek WinFast GeForce GTX 295 V2 и Point of View GeForce GTX 295Сегодня на графических процессорах NVIDIA есть только одна современная двухчиповая видеокарта — GeForce GTX 295. Правда, в середине прошлого года появилась её вторая версия, две видеокарты которой мы сегодня изучим и протестируем. Речь пойдет о продуктах Leadtek и Point of View. Видеокарта Point of View GeForce GTX 295 была предоставлена нам на тестирование в OEM-упаковке без каких-либо аксессуаров. Зато Leadtek WinFast GeForce GTX 295 V2 представлена в красочной коробке с изображением того самого Bugatti Veyron на лицевой стороне и всякой полезной информации на оборотной:
Комплект поставки видеокарты оказался либо неполным, либо на самом деле весьма скудным, так как в его состав входят только два кабеля дополнительного питания видеокарты, переходник с DVI на HDMI и аудиокабель:
Нет ни дисков с драйверами и играми, ни каких-то купонов на бесплатное скачивание игр, ни каких-либо сувениров, как это нередко бывает в видеокартах такого класса. Странно, конечно, но не будем на этом останавливаться и перейдём к обзору самих видеокарт.
В остальном это полностью идентичные друг другу видеокарты размерами 267х111х32 мм и весом немногим менее 1 кг.
На обратной стороне — две алюминиевые накладки, закрывающие чипы памяти, а сверху видны восьми - и шестиконтактные разъёмы для подключения дополнительного питания, а также разъём MIO для объединения двух видеокарт в режим SLI.
Разобрать новую GeForce GTX 295 на порядок проще, чем старый двухплатный вариант видеокарты. Достаточно только отвернуть пластиковый кожух и накладки с обратной стороны платы:
В отличие от прежнего варианта GeForce GTX 295, новая версия оснащается двумя независимыми радиаторами на GPU с двумя медными тепловыми трубками диаметром 6 мм в каждом радиаторе. Кроме того, для охлаждения силовых элементов, двух чипов NVIO2, чипа-коммутатора PCI Express nForce 200 и микросхем памяти на видеокарту установлена толстая металлическая пластина-радиатор, контактирующая с этими элементами через термопрокладки с пропиткой:
Контакт радиаторов с графическими процессорами осуществлён посредством густой серой термопасты, количество которой явно превышает норму. Ввиду того, что инженерам NVIDIA пришлось разместить графические процессоры, чипы, память и силовые элементы на одной плате, последняя выглядит очень насыщенной и весьма сложной:
Сами GPU повернуты на 90° против часовой стрелки относительно привычного для GeForce GTX 260-285 положения. GT200b, которыми оснащены обе рассматриваемых видеокарты, выполнены по нормам 55-нм техпроцесса и отличаются только неделей выпуска. Каждый из них несёт в себе 240 универсальных шейдерных процессоров, 72 текстурных блока и 28 блоков растеризации, то есть представляет собой нечто среднее между GeForce GTX 285 и GeForce GTX 275. Частоты GPU обеих видеокарт одинаковы и равны 576/1242 МГц.
Микросхемы расположены как на лицевой, так и на оборотной стороне видеокарты, а их общее количество равно 28 (по 14 для каждого GPU). Ширина шины обмена с памятью видеокарты составляет 2х448 бит, а эффективная частота равна 2016 МГц, что соответствует спецификациям новой версии GeForce GTX 295 (у первой версии видеокарты память функционировала на 1998 МГц).
Систему охлаждения видеокарты мы практически полностью уже рассмотрели выше, остаётся только уделить внимание вентилятору, который установлен в центре видеокарты между радиаторами GPU:
Это девятилопастный 80-мм вентилятор, производства малоизвестной китайской компании Forcecon (модель DFB802012M00T), основанный на гидродинамическом подшипнике. Скорость вращения вентилятора управляется методом широтно-импульсной модуляции (PWM) в диапазоне от 1400 до 3200 об/мин в зависимости от степени нагрузки на видеокарту. Нужно заметить, что в отличие от прежней версии GeForce GTX 295 часть нагретого видеокартой воздуха будет оставаться внутри корпуса системного блока, поэтому в последнем должна быть очень хорошо организована вентиляция.
Очевидно, что даже при автоматической регулировке скорости вентилятора температурный режим видеокарты остаётся весьма скромным по меркам двухпроцессорных видеокарт. Более того, особо примечателен тот факт, что разницы в температурах двух GPU практически нет, хотя на двухплатной GeForce GTX 295 она порой доходила до 20 °С. Одинаковый температурный режим работы графических процессоров, скорее всего, позволит достичь более высоких частот при разгоне видеокарт, что и было проверено:
Частотный потенциал видеокарт оказался примерно одинаковым. Leadtek GeForce GTX 295 смогла стабильно работать на 685/1477/1080 МГц, а видеокарта Point of View — на частотах 710/1530/1065 МГц. Если разгон графических процессоров можно назвать успешным для обеих видеокарт, то с разгоном видеопамяти не повезло ни в случае Leadtek, ни Point of View. Вероятно, сложная разводка плат видеокарт не позволяет чипам стабильно функционировать на более высоких, чем штатные частотах, а может быть мне просто не повезло с экземплярами карт. После разгона видеокарт их температурный режим вырос незначительно (на 4—5 °С в пике нагрузки). В отношении уровня шума 80-мм вентилятора системы охлаждения нужно заметить, что до 2000 об/мин он остаётся вполне комфортным, а на более высокой скорости уже начинает надоедать. Обратите внимание, что при автоматическом режиме работы вентилятора он раскручивается до 2400 об/мин, то есть новую системы охлаждения отнести к тихим или хотя бы комфортным, к сожалению, нельзя. Тестовая конфигурация, инструментарий и методика тестированияВсе тесты были проведены внутри корпуса системного блока, конфигурация которого состояла из следующих комплектующих:
Оперативная память функционировала на частоте 1,56 ГГц с таймингами 7-7-7-14_1T при напряжении 1,62 В. Все прочие параметры в BIOS материнской платы, связанные с разгоном процессора или памяти, не изменялись (оставлены в положениях «Auto»).
Заметим, что Radeon HD 5970 и её CrossFireX-связка функционировали на слегка повышенных частотах 735/4040 МГц (+1,3/+1 %), так как в обе видеокарты были прошиты «разогнанные» BIOS от Sapphire. Пара GeForce GTX 295 тестировалась на номинальных частотах 576/1242/2016 МГц.
Эти видеокарты для тестирования в CrossFireX-режиме объединялись с соответствующими видеокартами HIS. Тестирование видеокарт в играх было проведено в максимально возможном для используемого LCD-монитора разрешении 1920х1200. К сожалению, разрешения выше 1920х1200 монитором BenQ FP241W не поддерживаются, и в данном тестировании это довольно существенный недостаток, так как в отдельных играх тестового списка производительность двух Radeon HD 5970 была ограничена скоростью платформы и более высокое разрешение 2560х1600 пришлось бы как раз кстати. Но, увы, оснастить стенд более дорогим монитором пока не представляется возможным, хотя в будущем такая замена планируется в обязательном порядке.
Если в играх реализована возможность фиксации минимальной скорости, то она также отражалась на диаграммах. Каждый тест проводился дважды, за окончательный результат принималось лучшее из двух полученных значений, но только в случае, если разница между ними не превышала 1 %. Если разница между прогонами тестов была более 1 %, то тестирование повторялось ещё, как минимум, один раз, чтобы удостоверится в корректности результата. Результаты тестов производительности видеокарт их анализНа диаграммах результаты тестирования видеокарт ATI Radeon HD 5970 и их CrossFireX-тандема выделены красным цветом, Radeon HD 5870 и HD 5850, а также их CrossFireX-конфигурации — фиолетовым цветом, ну а GeForce GTX 295 и её SLI-связка — традиционным зелёным цветом.
Очевидно, что 3DMark 2006 не является серьёзной нагрузкой для современных видеокарт, тем более — для CrossFireX или SLI конфигураций. Отсюда и высокая зависимость результатов от скорости платформы, где даже разогнанный до 4,1 ГГц Intel Core i7 не «прокачивает» графические системы, требуется ещё более серьёзный разгон с использованием ещё более эффективного охлаждения. Но это уже удел любителей рекордов и азота, а большинству простых пользователей с практической точки зрения малополезно. Тем не менее, в наиболее ресурсоёмком режиме с использованием сглаживания и анизотропной фильтрации Radeon HD 5970 оставляет не у дел всех своих сегодняшних конкурентов. Просто ну очень мощная видеокарта :)
3DMark Vantage менее зависим от скорости центрального процессора и платформы в целом, так как нагружает в первую очередь видеокарты. Поэтому здесь преимущество Radeon HD 5970 и CrossFireX-тандема из двух таких видеокарт проявляется сильнее, чем в 3DMark 2006. Одна Radeon HD 5970 оказывается чуть быстрее двух Radeon HD 5850 и немного медленнее пары Radeon HD 5870. Ну а две Radeon HD 5970 — вне конкуренции. Также нужно отметить, что в режимах без сглаживания и фильтрации очень убедительно выступает GeForce GTX 295 и SLI из двух таких видеокарт. Однако в режиме «Extreme» Radeon HD 5970 берёт своё, отрываясь от GeForce GTX 295.
Оказывается, даже две такие мощные видеокарты, как Radeon HD 5970 можно поставить на колени — это удаётся сделать тесту Unigine Heaven Demo в режиме со сглаживанием и анизотропной фильтрацией. Несмотря на почти 100%-й прирост производительности в сравнении с одиночной видеокартой, CrossFireX Radeon HD 5970 демонстрируют всего 65 кадров/с. Высокие показатели GeForce GTX 295 обусловлены тестовым режимом, ведь видеокарты NVIDIA не поддерживают DirectX 11, в котором тестировались Radeon HD 5xxx, а тестировались только в DirectX 10.
В игре World in Conflict не помешало бы тестирование в разрешении 2560х1600, так как в разрешении 1920х1200 только в режиме с методиками улучшения качества графики заметен прирост производительности от CrossFireX и SLI режимов и хорошо видна разница между двухпроцессорной Radeon HD 5970 и Radeon HD 5870/5850. Также хотелось бы отметить более эффективную работу технологии CrossFireX против SLI, где прирост производительности достигает 42 %, в то время, как на двух GeForce GTX 295 только 30 %. Производительность одной Radeon HD 5970 находится между парами из Radeon HD 5850 и Radeon HD 5870.
В Crysis хорошо работают двухпроцессорные видеокарты и спайки из двух однопроцессорных видеокарт. А вот четыре графических процессора уже не оправдывают себя, так как прирост производительности на SLI GeForce GTX 295 и в особенности на CrossFireX Radeon HD 5970 весьма скромный (до 50 % на GeForce и всего до 17 % на Radeon). За счёт этого две GeForce GTX 295 практически не отстают от пары Radeon HD 5970. При этом, нужно заметить, что скорость одной Radeon HD 5970 в Crysis оказывается выше, чем скорость двух Radeon HD 5850 и даже двух Radeon HD 5870, что довольно странно.
Вам мало 172 кадров/с с MSAA 8x и AF 16х на одной Radeon HD 5970? Тогда поставьте вторую и получите почти 300 кадров/с! Впечатляющие результаты, правда, малополезные, так как для комфортной игры в Unreal Tournament 3 даже в самом качественном режиме и разрешении 1920х1200 достаточно даже одной Radeon HD 5850, а CrossFireX и SLI тандемы из двух топовых видеокарт здесь уже ни к чему. Тем не менее, можно отметить уверенное выступление GeForce GTX 295 в одиночном и SLI режимах, где отставание от Radeon HD 5970 невелико. Одна двухпроцессорная Radeon HD 5970 примерно равна паре Radeon HD 5850 и отстаёт от двух Radeon HD 5870, что вполне ожидаемо.
Движок игры Lost Planet всегда благоволил к видеокартам на графических процессорах NVIDIA. Но сегодня это помогло паре GeForce GTX 295 только в режиме без методик улучшения качества. При активации сглаживания и анизотропной фильтрации Radeon HD 5970 опережает GeForce GTX 295, а в парах видеокарты ограничены производительностью центрального процессора, хотя игра прекрасно работает со всеми его ядрами. Одна Radeon HD 5970 равна двум Radeon HD 5850 и немного уступает паре Radeon HD 5870.
Зато в S. T.A. L.K. E.R.: Clear Sky связка из пары Radeon HD 5970 выглядит великолепно! Минимальная скорость этой пары выше, чем средняя, на всех без исключения видеокартах и их тандемах. Вот уж тут нельзя усомниться в целесообразности приобретения двух Radeon HD 5970 — сегодня, пожалуй, только две эти видеокарты обеспечат игроку комфортную скорость в самых тяжёлых режимах S. T.A. L.K. E.R.: Clear Sky. GeForce GTX 295 здесь может конкурировать только с Radeon HD 5870, а по минимальной скорости проигрывает даже Radeon HD 5850.
Far Cry 2 не столь требовательна к графической подсистеме компьютера, как игры из серии S. T.A. L.K. E.R., но и в ней мы можем наблюдать прекрасную масштабируемость видеокарт в CrossFireX-режиме. Две GeForce GTX 295 также выглядят молодцом, прочно занимая второе место за парой Radeon HD 5970. Результаты одной Radeon HD 5970 сравнимы с результатами, продемонстрированными парой Radeon HD 5850.
Здесь, в общем-то, всё очевидно — разница в производительности есть только между одиночными видеокартами, а CrossFireX и SLI конфигурации ограничены производительностью платформы.
Странная игра, не работает, ни с CrossFireX, ни со SLI.
Зато очень красивая стратегия в реальном времени BattleForge прекрасно понимает мульти-GPU конфигурации, в этой игре видеокарты демонстрируют логически законченные результаты. Так, одна Radeon HD 5970 чуть-чуть быстрее пары Radeon HD 5850 и немного отстаёт от пары Radeon HD 5870. Здорово выступает здесь GeForce GTX 295 опережая Radeon HD 5850/5870 во всех тестовых режимах. Ну а Radeon HD 5970 в BattleForge вне конкуренции, демонстрируя в CrossFireX-конфигурации более чем 90%-й прирост производительности.
Схожи с BattleForge результаты в игре Stormrise, с той лишь разницей, что GeForce GTX 295 здесь не выступает также убедительно, как в BattleForge, проигрывая не только Radeon HD 5970, но и Radeon HD 5870/5850. Двухпроцессорный гигант ATI намного быстрее всех своих противников, а в CrossFireX-конфигурации и вовсе творит чудеса.
Точно также складывается ситуация и в игре Tom Clancy's H. A.W. X. Из особенностей здесь можно выделить небольшое отставание Radeon HD 5970 от двух Radeon HD 5850, чего ранее в тестах не наблюдалось.
Несмотря на высокую скорость, производительность видеокарт в игре Call of Juarez: Bound in Blood не ограничена скоростью платформы, о чем говорит прекрасная масштабируемость в CrossFireX даже столь мощных видеокарт, как Radeon HD 5970. Однако, сама игра, несмотря на приятную картинку, не требовательна к производительности видеоподсистемы, поэтому здесь вполне можно ограничиться даже одной самой слабой видеокартой тестирования — Radeon HD 5850.
Wolfenstein также нельзя отнести к требовательным играм, отсюда и отсутствие сколь-либо значимой разницы между CrossFireX и SLI конфигурациями видеокарт. Между одиночными картами она имеется и особенно хорошо проявляется в качественном режиме, где вновь лидирует Radeon HD 5970. Кстати, производительность одной такой видеокарты в Wolfenstein равна производительности пары Radeon HD 5850.
Несмотря на то, что для тестирования была выбрана наиболее ресурсоёмкая, третья сцена из переменного теста игры Resident Evil 5, в режиме без методик улучшения качества графики CrossFireX - и SLI-тандемы весьма сильно зависимы от скорости платформы, поэтому оценить разницу в производительности видеокарт можно только в режиме со сглаживанием и анизотропной фильтрацией. А здесь нельзя не отметить очень уверенные результаты GeForce GTX 295, которая практически не отстаёт от Radeon HD 5970. Последняя по скорости равна двум Radeon HD 5850, что вполне логично. Тест S. T.A. L.K. E.R.: Call of Pripyat на видеокартах Radeon HD 5xxx тестировался со следующими настройками графики (в режиме без сглаживания тесты также были проведены): На GeForce GTX 295 тест запускался в DirectX 10 режиме, поэтому на диаграмме результаты выделены курсивом: Как и в предыдущем тесте в игре из серии S. T.A. L.K. E.R., Radeon HD 5970 не имеет себе равных, даже в самой тяжёлой сцене без малого вдвое превосходя всех конкурентов как в одиночном, так и в CrossFireX-режиме. При этом необходимо отметить, что минимальная скорость в CrossFireX-режиме Radeon HD 5970 ниже, чем на Radeon HD 5870/5850, что говорит о небезгрешности данной технологии. Ещё можно добавить, что GeForce GTX 295 DirectX 10 режим не помог — видеокарта оказалась медленнее своих соперников. Результаты тестирования видеокарт в игре Borderlands интересны в первую очередь тем, что на видеокартах Radeon HD 5xxx не удалось активировать полноэкранное сглаживание, поэтому в качественном режиме их скорость выше, чем на GeForce GTX 295, где сглаживание работает без проблем. Ну и комментировать результаты особого смысла нет, я полагаю. В игре Left 4 Dead 2 Radeon HD 5970 не находит себе равных. Только в простом режиме качества пара Radeon HD 5870 оказывается быстрее двух Radeon HD 5970, что объясняется высокой зависимостью производительности видеокарт в данной игре от скорости платформы, где вообще разница между видеокартами и CrossFireX - и SLI-связками из них незначительна. Зато в качественном режиме проявляется вся мощь двухпроцессорного флагмана ATI. Нужно отдать должное и GeForce GTX 295 — видеокарта(ы) идё(у)т на равных с Radeon HD 5870. Так как тестирование в игре Colin McRae: DiRT 2 у нас проводится впервые, то считаем необходимым привести скриншоты с настройками графики, при которых проводилось тестирование:
И следом диаграмма с результатами:
Вот уж действительно — покататься в ультра-качестве и в самых высоких разрешениях в DiRT 2 можно только на двух Radeon HD 5970, которым все остальные видеокарты и тандемы из них бесславно проигрывают. Прирост производительности в CrossFireX-режиме Radeon HD 5970 впечатляет, и, что примечательно, то же самое нельзя сказать о Radeon HD 5870/5850, где прирост производительности в CrossFireX весьма посредственный. Вероятно, возникли какие-то проблемы с драйверами и оптимизациями их под новую игру. С двумя GeForce GTX 295 и вовсе выходит какая-то ерунда, так как прирост от SLI-режима настолько мизерный, что можно говорить о неработоспособности этой технологии в DiRT 2.
В самой новой игре сегодняшнего тестирования не работает ни CrossFireX, ни SLI, поэтому результаты тандемов из двух видеокарт даже ниже, чем одиночных видеокарт. В результате безоговорочно лидирует Radeon HD 5870, а последнее место занимает GeForce GTX 295 SLI. Нужно сказать, что это вполне типичная ситуация для новых игр. С появлением патчей к игре Wings Of Prey и новых версий драйверов Catalyst и GeForce ситуация должна быть исправлена, а сегодня активации SLI в этой игре не помогает даже выбор любого из доступных режимов рендеринга. Будем следить за историей изменений патчей и драйверов.
В драйверах GeForce есть возможность активировать сглаживание режима SLI 64xQ:
Однако, кроме этого в тестах был активирован режим SLI 32xQ, близкий по качеству к выставленному ранее сглаживанию на Radeon. Так как эти режимы сглаживания заработали только в нескольких играх тестового списка, то дополнительные диаграммы по результатам тестирования не были построены, а результаты приведены в следующей таблице с указанием процентов снижения скорости относительно результатов, полученных в режиме без методик улучшения качества графики:
В первую очередь нельзя не обратить внимание на коротенький список игр, в которых активация качественных режимов сглаживания приводила к какому-либо эффекту. Помимо четырёх игр, приведённых в таблице, изменение качества было заметно в игре Crysis (если активировать режимы прямо из теста), но падение производительности там было столь существенным, что с практической точки зрения эти результаты потеряли всякий смысл. В остальных играх, активация AA24x или SLI 32xQ/64xQ не приводила ни к изменению качества картинки, ни к снижению производительности связок видеокарт. Сводные диаграммы сравнения производительностиПервая пара сводных диаграмм сравнения производительности отведена под оценку прироста производительности видеокарт Radeon HD 5970 и GeForce GTX 295 в CrossFireX и SLI режиме, соответственно. За начальную точку отсчёта (нулевую ось) приняты результаты тестирования двухпроцессорных видеокарт в одиночном режиме, и от них рассчитан прирост производительности в CrossFireX и SLI:
Как видим, определяющее значение имеет поддержка той или иной технологии игрой и оптимизированность драйверов под неё. Например, в режиме без методик улучшения качества графики в играх World in Conflict, Crysis, Unreal Tournament 3, Lost Planet: Colinies и Left 4 Dead 2 технология SLI на двух GeForce GTX 295 работает эффективнее, чем CrossFireX на паре Radeon HD 5970. В то же время, почти во всех остальных играх тестирования прирост от CrossFireX в этом режиме выше. В более ресурсоёмком режиме с использованием анизотропной фильтрации и сглаживания CrossFireX укрепляет свои позиции, демонстрируя больший прирост, чем SLI в World in Conflict и Unreal Tournament 3, где до этого ситуация была в пользу SLI. В среднем по всем игровым тестам в качественном режиме графики пара Radeon HD 5970 работает быстрее одной такой видеокарты на 49,2 %, а пара GeForce GTX 295 быстрее на 41,4 %. При этом нужно помнить, что во многих играх производительность столь мощных тандемов оказалась ограничена скоростью тестовой платформы, поэтому полученные результаты справедливы только для разрешения 1920х1200. В более высоких разрешениях прирост производительности в CrossFireX - и SLI-конфигурациях, скорее всего, будет выше.
На этих сводных диаграммах хорошо видно, что двухпроцессорная Radeon HD 5970 оказывается немного быстрее, чем пара Radeon HD 5850 в CrossFireX (в среднем на 2-4 %), и при этом в подавляющем большинстве тестов медленнее, чем пара Radeon HD 5870 в CrossFireX (в среднем на 12 %). Как уже было сказано выше, такие результаты вполне логичны и ожидаемы, исходя из технических характеристик видеокарт. В отношении комфортности игры на CrossFireX-связках и одной двухчиповой Radeon HD 5970 нельзя сказать, что в каких-то играх была заметна разница, хотя, если рассуждать теоретически, то Radeon HD 5970 должна быть более предпочтительной в этом плане. Процессорозависимость Radeon HD 5970 и CrossFireX. Блиц-тестДанный раздел сегодняшней статьи отведён под небольшое исследование зависимости производительности самой мощной двухпроцессорной видеокарты современности от скорости платформы. Мы не стали ограничиваться изучением процессорозависимости только одной Radeon HD 5970, а ещё и проверили на этот счёт CrossFireX-тандем из двух таких видеокарт. Тестирование проводилось только на платформе с процессором Intel Core i7 в трёх режимах разгона процессора на 2,66 ГГц, 3,40 ГГц и 4,1 ГГц. Пройдёмся по результатам.
В первом полусинтетическом тестовом пакете хорошо видна процессорозависимость Radeon HD 5970 как в одиночном, так и в режиме CrossFireX в обоих режимах качества. Процессор здесь нужен явно мощнее.
Более ресурсоёмкий с точки зрения требований к графической подсистему 3DMark Vantage уже не так критично относится к скорости центрального процессора и платформы. Тем не менее, на Radeon HD 5970 CrossFireX при тестировании в профиле настроек «Perfomance» наблюдается линейная зависимость от скорости платформы. Есть она и в режиме «Extreme», пусть и проявляется уже не столь явно. У одной Radeon HD 5970 «аппетиты» скромнее, поэтому в качественном режиме ей будет вполне достаточно неразогнанного Intel Core i7-920.
Любителям полюбоваться DirectX 11 красотами теста «Heaven» можно беспокоиться о скорости платформы только в случае наличия двух Radeon HD 5970 в CrossFireX режиме, и то разницу в 9 кадров/с при средних 106 кадров/с я бы не назвал сколь-либо значимой. Одной двухпроцессорной Radeon HD 5970 всё равно, какая частота у вашего Intel Core i7, — в этом тесте результаты не зависят от скорости центрального процессора.
Очень хорошо откликается на разгон процессора и платформы игра World in Conflict. Прирост производительности есть во всех режимах и не только по среднему, но и по минимальной скорости. Здесь тоже не помешал бы ещё более быстрый процессор, чем Intel Core i7, разогнанный до 4,1 ГГц.
Несмотря на то, что CrossFireX на паре Radeon HD 5970 работает в Crysis весьма вяло, процессорозависимость связки наблюдать можно в игре этой. Для одной Radeon HD 5970 достаточно платформы с Intel Core i7 на частоте 3,4 ГГц.
Снова «картина маслом», но в режиме с использованием сглаживания и анизотропной фильтрации более мощный, чем Intel Core i7 2,7 ГГц процессор нужен только паре видеокарт и тем игрокам, кому недостаточно средних 170 кадров/с на одной Radeon HD 5970, коих, как нам кажется, очень и очень мало. Но не стоит забывать про минимальную скорость, он наверняка не менее зависим от скорости платформы, чем средний. К сожалению, информация о нём в тесте игры не выводится.
В Lost Planet: Colonies немного процессорозависимы только две Radeon HD 5970 в CrossFireX. Одной такой видеокарте более чем достаточно платформы с неразогнанным Intel Core i7-920.
Такая же ситуация и в игре S. T.A. L.K. E.R.: Clear Sky, с той лишь разницей, что CrossFireX работает в этой игре более эффективно, чем в Lost Planet: Colonies.
Хорошо откликается на разгон центрального процессора и игра Far Cry 2, правда только если этот процессор обслуживает пару Radeon HD 5970. Для одной видеокарты небольшая процессорозависимость видна только в режиме без методик улучшения качества графики (в основном по минимальной скорости), а в качественном режиме никакой зависимости нет.
Call of Duty 5, пожалуй, одна из самых процессорозависимых игр тестирования. И это несмотря на тот факт, что тестируемая демо-запись «Breach» очень насыщена с графической точки зрения.
Несмотря на неработающий CrossFireX, данной игре нужен быстрый процессор. Обратите внимание, как с разгоном процессора растёт минимальная скорость.
А вот в игре BattleForge, напротив, скорость платформы влияет на производительность очень слабо. Те приросты, которые мы можем наблюдать на паре Radeon HD 5970 в режиме без методик улучшения качества графики с практической точки зрения бесполезны, так как в данной игре достаточно средних 70—80 кадров/с, при минимальных 30—40 кадров/с.
Ещё одна стратегия в реальном времени — Stormrise относится к разгону процессора не столь равнодушно, как BattleForge. Это хорошо заметно по росту минимальной скорости на одиночной видеокарте, и среднего с минимальной скоростью в CrossFireX-режиме.
Авиасимулятору Tom Clansy’s H. A.W. X. даже при тестировании на паре Radeon HD 5970 не требуется разогнанная платформа, если не считать небольших приростов в графическом режиме, в котором обладатели этих видеокарт играть никогда не будут.
Нужен ли для Call of Juarez: Bound in Blood? Ну разве что, если кому-то не хватает 150 минимальных кадров в секунду или если кто-то хочет устанавливать какие-то рекорды в этой игре.
В играх Wolfenstein и Resident Evil 5 картина примерно одинаковая: процессорозависимость видеокарты в одиночном и CrossFireX-режимах имеется везде, за исключением самого качественного режима Resident Evil 5 при тестировании на одной видеокарте Radeon HD 5970.
На таких мощных видеокартах не сильно зависим от скорости платформы и новый S. T.A. L.K. E.R., но на прирост минимальной скорости нельзя не обратить внимание.
Интересно ведут себя видеокарты в игре Borderlands: среднее число кадров в секунду стабильно растёт с разгоном процессора, а минимальное изменяется весьма незначительно и не всегда в сторону повышения.
Зато Left 4 Dead 2 прекрасно масштабируется с разгоном центрального процессора. Впрочем, в этой игре достаточно одной Radeon HD 5970 и любого неразогнанного Intel Core i7.
Немного иначе ведут себя видеокарты в игре Colin McRae: DiRT 2. Для одной Radeon HD 5970 здесь также достаточно платформы с неразогнанным процессором, а вот паре видеокарт в CrossFireX-режиме желательно предоставить уже что-то помощнее (уровня 3,4 ГГц и выше).
Новая игра «Крылатые Хищники» пролетает не только мимо CrossFireX и SLI технологий, но и мимо разгона процессора, так как скорость видеокарт в ней никак не зависит от производительности платформы. Справедливости ради нужно отметить, что скорость в игре вполне комфортна во всех режимах. Измерение энергопотребления систем с различными видеокартамиЭнергопотребление систем с разными видеокартами проводилось с помощью специально доработанного для этих целей блока питания. Максимальная нагрузка создавалась посредством одновременного запуска FurMark 1.7.0 в режиме теста стабильности и разрешении 1920х1200, а также Linpack x64 (LinX 0.6.4, 3500 Мбайт, 7 потоков). Учитывая, что обе указанные программы создают максимальную нагрузку на видеосистему и центральный процессор, соответственно, мы сможем узнать пиковое энергопотребление всей системы и определить необходимую мощность блока питания. Полученные результаты приведены на диаграмме:
Да, что тут говорить — системы с CorssFireX - и SLI-тандемами из двухчиповых видеокарт оказались очень прожорливыми, паре GeForce GTX 295 и вовсе киловаттный блок питания обязателен. Самая мощная видеокарта тестирования (да и вообще самая мощная из существующих сегодня) отнюдь не стала самой требовательной по энергопотреблению: на первом месте идёт система с GeForce GTX 295, а Radeon HD 5970, оказывается, потребляет в пике нагрузки меньше, чем система с двумя Radeon HD 5850 в CrossFireX режиме. В 2D-режиме все видеокарты сбрасывают частоты и напряжения, что позволяет существенно снизить общее энергопотребление системы. ЗаключениеВряд ли кто-то сомневается в том, что Radeon HD 5970 является самой быстрой видеокартой современности, и сегодняшняя статья тому очередное подтверждение. Что же может быть быстрее этого «монстра»? По большому счёту, ничего, кроме двух таких видеокарт, объединённых в CrossFireX-режим. Превзойти производительность одной HD 5970 можно парой Radeon HD 5870 в CrossFireX или парой GeForce GTX 295 в SLI, но две двухпроцессорных Radeon HD 5970... это что-то! К сожалению, они «что-то» не только по производительности, но и потреблению, тепловыделению и уровню шума. И если два первых недостатка потенциальных покупателей столь дорогих видеокарт уж точно не смутят, то последний — высокий уровень шума в 3D — заставит позаботиться об альтернативном воздушном, а ещё лучше — о жидкостном охлаждении этих гигантов. Водоблоки для последнего, кстати, уже появились, а вот альтернативный воздушный кулер ещё не выпущен, но, скорее всего, швейцарская компания Arctic Cooling не заставит себя долго ждать. По материалам www. fcenter. ru
|