NVIDIA GeForce 6600 GT с интерфейсом AGP: новое – это хорошо переделанное старое |
"Заснувшему" рынку была необходима "встряска" в виде новых плат на чипах от обеих компаний. И появление AGP-варианта видеокарты GeForce 6600 GT способствовало тому наилучшим образом. Космические корабли с новыми силами атакуют спутники Сатурна, а ATI и NVIDIA дружно продвигают на и без того изнурённый рынок новинки для "свежеиспечённого" графического интерфейса PCI-Express. Данным "безобразием" компании-производители графических процессоров начали заниматься с подачи компании Intel, которая также всеми силами продвигает на рынок новую платформу LGA 775, даже несмотря на то, что производительность новой системы подчас не соответствует тому минимуму, которого от неё ждали. Однако, мы опустим вопросы производительности новой платформы Intel, поскольку наша прерогатива – это видео. Но, вместе с тем, мы должны отметить некий дисбаланс на рынке между спросом и предложением. Продвижение новой платформы Intel, вкупе с новым интерфейсом передачи данных для графических акселераторов PCI-Express, никак не соотносится с реальным спросом и количеством уже имеющихся PCI-Express совместимых систем. Высокая стоимость машины на базе LGA 775 – вот, на наш взгляд, главный отталкивающий фактор при взвешивании всех "за" и "против" при покупке системы с новым сокетом. Ведь покупка LGA 775 процессора, скорее всего, повлечёт за собой смену не только связки процессор – материнская плата, но и графической карты, памяти, жёсткого диска, блока питания, а заодно уже и корпуса. А это уже совсем другие деньги, требующиеся для апгрейда, нежели те, на которые пользователь расчитывал в начале. Таким образом, получается, что большинство пользователей продолжает сидеть на своих старых AGP-системах, при необходимости наращивая тактовые частоты пока активно продающихся процессоров старого семейства и не особо беспокоясь о необходимости перехода на PCI-E. Производители же графических процессоров выпустили для PCI-Express просто немыслимое количество самых разнообразных решений, начиная с самого дешёвого Low-End и заканчивая топовыми акселераторами с заоблачными стоимостями. И анонсы новых чипов всё продолжают мелькать в новостях. Безусловно, за PCI-Express будущее – это подтверждается уже хотя бы тем, что внедрение новой шины начинается не только на Intel-платформе, но и на AMD. Значит, на самом деле, апгрейд до PCI-E неизбежен. Но аналитики явно заблуждались, утверждая, что переход окажется настолько стремительным, что уже к концу 2004 года половина пользователей "пересядет" на новую платформу. Такого не случилось, и всем стало понятно, что платы для AGP-рынка нужны, и основные деньги за счёт продаж придется делать на "старом" рынке. Однако, производить сразу по две версии чипа (для AGP и PCI-E) – это расточительство и колоссальнейшие убытки, как для ATI, так и для NVIDIA. Стало совершенно ясно, что каждая из компаний будет искать свой выход из создавшегося положения. Если ATI решила пойти путем нативной поддержки интерфейса PCI-E, то NVIDIA выпустила свой переходный мост HSI, который может работать как в направлении преобразования сигнала PCI-E -> AGP, так и в направлении AGP -> PCI-E. Это позволяет NVIDIA выпускать сразу две линейки плат для всех секторов рынка, не тратя деньги на производство сразу двух чипов. Именно посредством такого чипа HSI на свет появилась героиня сегодняшнего обзора – плата на базе графического процессора NVIDIA GeForce 6600 GT с интерфейсом AGP. Появление данного продукта на рынке ожидалось уже достаточно давно. Будучи выпущенным вначале на шине PCI Express, чип NVIDIA GeForce 6600 GT был как воздух необходим NVIDIA в секторе видеокарт Performance с интерфейсом AGP. До последнего момента в этом секторе не появилось ничего внятного ни у ATI, ни у NVIDIA, что создавало все предпосылки для того, чтобы всколыхнуть данный сектор рынка. И, наконец, выпуск NVIDIA GeForce 6600 GT для AGP состоялся. Графический чип NVIDIA GeForce 6600 GTЯвно застоявшийся сектор рынка Performance-карт с интерфейсом AGP был не готов к появлению NVIDIA GeForce 6600 GT. При схожем позиционировании и примерно равной цене из чипов производства канадской ATI на рынке сейчас присутствует только ATI Radeon 9800 Pro. То есть карта уже прошлого поколения… У NVIDIA же в этом секторе до появления GeForce 6600 GT не было ничего, что могло бы на равных конкурировать с чипом ATI Radeon 9800 Pro при схожей цене. NVIDIA GeForce FX 5950 Ultra давно снята с производства, и про эти карты уже все давно забыли (кроме, пожалуй, нерадивых продавцов, которые не смогли вовремя продать залежалый товар со склада). Единственным же представителем линейки GeForce FX 59XX, реально присутствующим на рынке, являются платы, базирующиеся на чипах NVIDIA GeForce FX 5900XT, которые, в виду своей сильной "урезанности" по частотам, не могут на равных конкурировать с полноценными ATI Radeon 9800 Pro, зато обладают заметно меньшей ценой. Таким образом, явно "заснувшему" рынку сегмента Performance была необходима "встряска" в виде новых плат на чипах от обеих компаний. И появление AGP-варианта видеокарты GeForce 6600 GT способствовало этому наилучшим образом. Однако, на данный момент ATI ничего не может противопоставить NVIDIA в секторе Performance на базе своих новых чипов. Нативная поддержка PCI-E в чипах ATI играет компании вовсе не на руку – производитель попросту не успевает выпускать на рынок новые решения с интерфейсом AGP, в отличие от NVIDIA. Последняя, благодаря наличию своего переходного моста HSI, может относительно быстро проектировать платы сразу для обеих шин передачи данных. Поэтому честь ATI в секторе Performance предстоит отстаивать уже достаточно старой ATI Radeon 9800 Pro. Это единственная плата на чипе ATI, которая сейчас реально представлена на рынке и доступна для конечных покупателей. Причем ATI Radeon 9800 Pro находится в одной ценовой категории с NVIDIA GeForce 6600 GT, имея схожие технические характеристики, о которых стоит поговорить особо детально.
Первым бросается в глаза то, что чип NVIDIA GeForce 6600 GT, получивший кодовое название NV43, произведен не по 0,13 мкм технологии, как в случае с топовыми чипами NVIDIA GeForce 6800 Ultra/GT, а по более прогрессивной 0,11 мкм. Обкатка нового техпроцесса на мощностях TSMC произошла именно на чипах NVIDIA GeForce 6600 GT. А новый, более "тонкий" техпроцесс всегда несёт только приятные особенности для нового чипа. Это, во-первых, возможность увеличить тактовую частоту работы графического процессора со всеми отсюда вытекающими приятными последствиями, а во-вторых, возможность снизить тепловыделение, а также увеличить выход годных кристаллов, поскольку сложность чипа NV43 заметно ниже, нежели NV40 (стоит взглянуть хотя бы на количество транзисторов, чтобы это стало ясно). Однако, первая и вторая возможности, к сожалению, перекрывают друг друга, и инженерам всегда приходится решать сложную задачу: насколько же большой может быть частота чипа, чтобы не опасаться за тепловыделение кристалла? В нашем случае инженерам NVIDIA удалось добиться весьма хороших результатов – 500 МГц для NVIDIA GeForce 6600 GT смотрятся очень неплохо после невысоких тактовых частот работы у топовых чипов. Именно из-за невысоких частот работы графического процессора в свое время страдала NVIDIA GeForce 6800 Ultra, имея в остальном вполне сбалансированную архитектуру. Но 0,13 мкм на мощностях TSMC не позволяли "выжать" из чипа большего. Что же касается конкурента в лице ATI Radeon 9800 Pro, то от его устаревших 0,15 мкм можно было получить только 380 МГц. Однако, и у ATI Radeon 9800 Pro, и у NVIDIA GeForce 6600 GT в наличии имеются по восемь пиксельных конвейеров с одним текстурным модулем на каждом. Учитывая более высокую тактовую частоту работы чипа NVIDIA GeForce 6600 GT, мы можем констатировать явное преимущество калифорнийца по пиковой теоретической скорости заполнения. Филлрейт NVIDIA GeForce 6600 GT получается равным 4,0 Гигапиксель/с (восемь конвейеров рендеринга х 500 МГц тактовой частоты работы чипа), тогда как у ATI Radeon 9800 Pro данный параметр равен 3,04 Гигапиксель/с (восемь конвейеров рендеринга х 380 МГц тактовой частоты работы чипа). Как видим, у NVIDIA GeForce 6600 GT имеется неплохой задел для победы над ATI Radeon 9800 Pro – преимущество почти в 1 Гигапиксель/с по филлрейту дает все основания для этого. Ведь у GPU GeForce 6 series нет проблем с вычислением пиксельных и вершинных шейдеров версии 2.0, что было характерно для видеокарт серии GeForce FX, которые, в своё время, сражались в неравном бою с Radeon 9XXX. Унаследовав все особенности и плюсы архитектуры графических процессоров семейства GeForce 6 series, видеокарты на базе GPU GeForce 6600GT могут исполнять не только шейдеры версии 2.0, но и 3.0, равно как и топовые видеокарты на чипах NVIDIA. На текущий момент игр с поддержкой шейдеров третьей версии нет, однако эффективность от использования пиксельных и вершинных программ версии 3.0 можно оценить в тестовом полусинтетическом пакете 3DMark 2005. Шейдеры 3.0 дают солидную прибавку в скорости калифорнийцам, что говорит о целесообразности использования возможностей шейдерной модели 3.0 для написания движков нового поколения. Однако, помимо приятных моментов есть и несколько не очень приятных подводных камней. Такое положение вещей не играет на руку NVIDIA GeForce 6600 GT при сравнении с ATI Radeon 9800 Pro. Так, весьма настораживает наличие всего лишь половины вершинных процессоров у NVIDIA GeForce 6600 GT от топовых чипов NVIDIA GeForce 6800 Ultra/GT. Их количество равняется всего лишь трем, в то время как у ATI Radeon 9800 Pro их четыре. Подобная "урезанность" должна будет негативно сказаться на производительности плат, базирующихся на GPU NVIDIA, в сценах со сложной геометрией, когда нагрузка на геометрические блоки видеокарты максимальна. Следствием может стать не лучшая производительность на начальной стадии конвейера видеокарты, когда просчитывается геометрия сцены. Возможно, NVIDIA надеется на эффективный HSR своих чипов и прочие оптимизации, направленные на разгрузку геометрического блока, и хочет именно этим компенсировать недостаток вершинных процессоров у NVDIA GeForce 6600 GT. Однако, всё это лишь догадки, и как же всё будет обстоять на практике, покажут реальные приложения. Тем не менее, мы не считаем, что наличие трех вершинных процессоров в паре с восьмью конвейерами рендеринга должно очень негативно сказаться на производительности в целом. А вот низкая пропускная способность памяти (ПСП) для такого филлрейта, как у NVIDIA GeForce 6600 GT – явно непозволительная вещь. 14,4 Гбайт/с у GPU NVIDIA GeForce 6600 GT – это существенно меньше, чем у "старичка" ATI Radeon 9800 Pro с его 21,8 Гбайт/с. Свою негативную роль в этом играет, естественно, 128-битная шина памяти. Да, такое урезание очень хорошо позволяет снизить стоимость конечных решений, однако нужно отдавать себе отчет в том, каким образом это может отразиться на производительности. В режимах, не использующих ПСП в полной мере (то есть маленькие разрешения без применения таких техник, улучшающих изображение, как антиалиасинг и анизотропная фильтрация), мы вряд ли сможем увидеть проигрыш NVIDIA GeForce 6600GT – здесь решающим фактором будет филлрейт. А он, как мы с вами хорошо помним, у NVIDIA GeForce 6600 GT существенно выше, чем у ATI Radeon 9800 Pro. Но вот высокие разрешения и AA + Aniso загрузят ПСП уже по полной программе, и её может не хватать, чтобы передавать данные без задержек. Впрочем, карты на базе NVIDIA GeForce 6600 GT может спасти просто огромный по сравнению с ATI Radeon 9800 Pro филлрейт. Однако, от теории пора переходить к практике, и начнем мы её с рассмотрения одной из уже серийно выпускаемых плат на базе чипа NVIDIA GeForce 6600 GT. Плата Palit GeForce 6600 GT
Мы пропустили часть нашего обзора, где обычно описываем комплект поставки платы, поскольку одна из первых серийно выпущенных плат на базе чипа GeForce 6600 GT с интерфейсом AGP – плата Palit GeForce 6600 GT – попала к нам в OEM-комплектации.
Первое, что бросается в глаза после снятия незамысловатой референсной системы охлаждения – это расположение переходного чипа HSI, который отвечает за преобразование сигнала на магистрали GPU – шина передача данных относительно графического процессора. Похоже на то, что инженеры в компании Palit решили пойти своим собственным путем и разработали дизайн PCB. Он серьёзно отличается от того, что предлагает NVIDIA на своем референсе.
В референсном дизайне NVIDIA предлагает размещать переходный мост HSI под углом 45 градусов относительно GPU. В рассматриваемой же сегодня плате производства тайваньской Palit, мы можем видеть более традиционное и привычное всем расположение моста his – прямо под чипом. Также немного настораживает тот факт, что на PCB от Palit невозможно установить чип VIVO – места под него на печатной плате не предусмотрено вовсе. Это позволило несколько упростить PCB, но остаётся непонятным, как Palit собирается предлагать своим покупателям решения с VIVO на базе чипа NVIDIA GeForce 6600 GT. Напомним, что на референсной плате NVIDIA чип VIVO присутствует, и большинство других производителей плат на базе NVIDIA GeForce 6600 GT, на наш взгляд, будут его копировать, предлагая тем самым полнофункциональные изделия. В остальном, всё стандартно: зелёный цвет PCB, 128 Mb DDR-памяти с шиной передачи данных в 128 бит, интерфейс передачи данных AGP 4x/8x (посредством моста HSI) и стандартный набор выходов: один DVI-I, один аналоговый и один TV-OUT.
На PCI-E-версии платы с чипом NVIDIA GeForce 6600 GT разъёма для дополнительного питания на плате не было – необходимый ток можно было подавать посредством шины PCI Express. Шина AGP с этим уже не справляется, поэтому на лицевой стороне печатной платы от Palit можно увидеть разъём для дополнительного питания.
На плате Palit GeForce 6600 GT установлены микросхемы памяти производства Samsung (K4J553230F) в BGA-упаковке. Время выборки чипов памяти – 2,0 нс., что соответствует частоте работы 500 МГц (1000 МГц DDR), однако, память функционирует на положенной по спецификациям частоте 900 МГц. Частота работы GPU составляет положенные по спецификации 500 МГц.
Непосредственно чип NVIDIA GeForce 6600 GT прикрыт крышкой и, как видно на фотографии, изготовлен на 40-й неделе 2004 года и имеет ревизию А2. Очевидно, что точно такие же чипы устанавливаются и на PCI-E-версии плат.
Система охлаждения на плате стандартная – референсная. Нагрев как графического процессора, так и чипов памяти, несмотря на высокие частоты работы, был не таким уж и большим – сказывается 0,11 мкм. технологический процесс. Поэтому со своей прямой задачей система охлаждения на плате Palit GeForce 6600 GT справлялась весьма хорошо. В качестве термоинтерфейса для чипов памяти используется специальный теплопроводящий материал, а чипы HSI и NV43 покрыты слоем термопасты. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кемерово расширяет сферу применения ГЛОНАСС< Предыдущая | Следующая >Обзор памяти DDR2-667 UMAX |
---|